И где-то ERG звезда на теле небосклон

И где-то ERG звезда на теле небосклоне

Если честно, то давно думал попробовать гитары ERG. Было очень интересно, что это такое. Знакомые о них говорили, удивляляясь моей отсталости по части “еще не слышал” и “мнения не имею”. А у них (у ERG) на сайте столько известных имен (Дмитрий Четвергов, Алексей Белов, Вадим Вершинин, Вадим Иващенко, Алекс Страйк, Михаил Суджян, Федор Досумов, Антон Горбунов, Дмитрий Процко, Александр Кутиков, Сергей Васильев, Федор Васильев, Дмитрий Малолетов) - ну разве можно пройти мимо если столько уважаемых сынов отчизны не сумели устоять в стороне равнодушной?

Поэтому когда вдруг подвернулся случай волшебства, то я, конечно, крепко уцепился за него обоими руками, тем более была возможность потрогать именно телекастер, к которым я дышу неровно и “не могу удержаться”.

Вообще, если речь идет о телекастерах, то не смотря на то, что это самые древние в мире электрогитары и их выпускает очень солидное количество компаний, по большому счету число топовых производителей, которые могут бороться с Fender за людские симпатии крайне мало. Fender, Suhr, G&L и, пожалуй, все, если говорить именно о hi-end телекастерах. А все остальное где-то внизу делит унылые куски биг-мака.


Хотя я в свое время пробовал теле от Yamaha, что-то похожее на модель Mike Stern, и это была очень хорошая гитара. Еще один телекастер, который мне запомнился - это Peavey Steve Cropper - очень красивый и здорово звучащий инструмент, который по большому счету остался в истории недооценным и никому не нужным. Прикольные гитары, но вряд ли вы обнаружите их в магазинах. Только если на машине времени вас забросит на какую-нибудь музыкальную выставку.


В свое время на меня большое впечатление произвели гитары James Trussart - полу-ржавые металлические корпуса - эти инструменты были похожи на то, как будто их выкопали из земли, где они лежали с доспехами древних рыцарей. Удивительные своеобразные инструменты с железным звуком, но, мне кажется, их можно использовать как-то дозированно, не в качестве основной гитары, а как некое дополнение. Как кожанная шляпа в Москве - иногда одеть можно, но не будешь же в ней ходить каждый день - соседи засмеют и собаки во дворе загавкают до красных щек. Ну и плюс если на такой гитаре жарким летом играть с голым торсом, то запросто можно обжечь пузо о раскаленный метал.

Беда всех “нефендеровских” телеков всегда одинакова - суть в том, что телекастер - это не просто модель, это еще и икона, некий культурно-исторический образ. Поэтому для большинства пуристов телекастеров просто отступление от параметров 1950-1965 годов - это уже преступление. Чего уж тут говорить о гитарах типа G&L, где из телекастеров пытаются делать космические корабли из мультиков про футураму.

Фанатеть какими-либо другими нефендеровскими телекастерами крайне сложно, практические невозможно. Причина этого заключается в отсутствии “молельной базы”. Попробуйте, например, если вы еще не сделали этого раньше, посмотреть пару концертов Roy Buchanan. Их совсем несложно нарыть в интернете. Называются эти шедевры 1976 Live From Austin и 1985 Live At Rockpalast. Если вы после этого не сойдете с ума от телекастеров, то значит у вас просто нет сердца. Оно потерялось где-то в общественном транспорте, затоптанное грязными ботинками гастрбайтеров.

Однако, как бы там ни было, и чего бы не хотелось фанатам старых гитар и руководителям компании Fender, множество фирм по всему миру делали и будут пытаться делать свои телекастеры. Кто-то более похоже (как Nash) на Fender, кто-то менее (как Parker), но эти гитары будут всегда (и даже от Charvel). В этой связи интересно было бы взглянуть на место ERG во вселенной телекастеров. Особенно когда есть возможность сделать это без телескопа.


По сути, если говорить об телекастере ERG то мне нужно для себя понять буквально две вещи: что это такое в принципе, и стоит ли оно таких денег, какие за него просят. А именно 120 тысяч рублей. Внушительная цифра и мы за такие деньги вправе ожидать чего-то впечатляющего. Ходят слухи, что в Индии на эти деньги можно прожить несколько лет, пока твой мозг будет превращаться в голубой дым, струящийся из поросших седыми волосами ушей, которыми ты обычно слушаешь гитары.

Цена на самом деле не такая уж и высокая если учесть, что речь идет о “бутиковых делах”. То есть перед нами обычный Custom Shop - мелкотиражное производство, ручная работа, лучшие в мире комплектующие и все остальное, что мы привыкли слышать в адрес Custom Shop. Разумеется, они делают и на заказ для музыкантов и какие-то регулярные модели (одними же заказами сыт и пьян не будешь). Телекастер, который мне попался - он как раз из таких регулярных гитар. Так и называется ERG Telecaster.

Сам бренд ERG начался в 1997 году. Его основатель Эдуард Поляк переехал из Белоруссии и в Израиль. И тамошний климат по его мнению оказался очень подходящим для того, чтобы древесина звучала уникально хорошо. Разумеется, сначала были гитары в домашних условиях, а потом компаньоны, бизнес и развитие. Итак, это гитары из Израиля - и уже в этом состоит их уникальность.

Не могу в этом месте, не вспомнить о Юрии Шишкове из Fender Custom Shop. Его большая история в свое время тоже началась с того, что он переехал зарубеж из Белоруссии. Интересная страна, получается Белоруссия, одаренная умелыми людьми. Хотя странного в этом ничего нет, если вдуматься. То, что в Белоруссии во все века были люди с руками - это не новость. Как и то, что народ там весьма музыкальный всегда был - тоже вряд ли кто поспорит. Поэтому даже странно, что пока известно только о двух серьезных мастерах из Белоруссии - Юрии Шишкове и Эдуарде Поляке. Наверняка, их намного больше - надо просто оглянуться вокруг и покопать глубже.

Как и у каждой Custom Shop конторы у ERG есть свои великие постулаты о том, “почему их гитары такие хорошие”. И, как у всех контор, это весьма стандартные заявления - внимание к нюансам, лучшее дерево, эксклюзивность и т.д. Разумеется, подобные литературно-маркетинговые опусы должны быть у любой компании, но если честно, то в 21-ом веке читать подобное достаточно скучно поскольку все пишут одно и тоже. Гений гитарного маркетинга, некто Paul Reed Smith прожужжал все уши своими интервью подобного рода еще 20 лет назад. Поэтому намного интереснее просто потрогать гитары и самому составить мнение.

Хотя пару слов я все таки скажу на тему маркетинга. Есть такая штука “нейминг”, то есть процесс разработки названия для компании, продукта или сервиса. Вещь очень важная. Не даром даже в мультике "Приключения капитана Врунгеля" было сказано “как вы лодку назовете, так она и поплывет”. А ведь мультики - это наше все. Это тот культурный бэкграунд на котором мы выросли, и с которым пойдем в светлое будущее. Тем более ничего другого у нас (любителей рока) нет по части культурного бекграунда.

Так вот в нейминге очень часто встречается такой конфликт, когда хочется в названии отобразить самих себя, а для рынка было бы лучше если бы название отображало только одно - привлекательность по части желания купить. Я не знаю как образовалось название ERG, хотя и подозреваю, что буква E взята от имени Эдуард, а остальные две буквы - это имена компаньонов. Идея понятна. Можно, конечно, выяснить у производителя точно, что значит ERG. Но зачем оно нужно? Это выяснение. Мы говорим о том, что может подумать простой незатейливый человек, увидевший эту абревиатуру в магазине в первый раз.

Для меня ERG оно звучит где то между ESP и RG. То есть ассоциации с какими-то другими брендами. Хорошо ли это? Не знаю. Просто рассказываю о первых впечатлениях. Плюс не могу не обратить внимание на такой момент - на голове грифа ERG Telecaster логотип сделан шрифтом, близким по идее к тому, что у ESP. И это при том, что обычно то у ERG лого выполнено совсем иным шрифтом. Зачем это сделано? Чтобы быть похожим на ESP? Два шрифта для одного лого - не слишком ли много?

И, кстати об ESP - тут шила в мешке не утаишь - у ESP есть крайне похожая модель - Ronnie Wood - черный телек с окантованным корпусом и белым пикгардом, с кленовым грифом, датчиками “сингл & хамб”. Я не поверю в то, что похожесть этих моделей есть случайное дело. Но, повторюсь, делать копию удачной классической модели - в этом нет ничего плохого. Была бы гитара хорошая, а все остальное ерунда - главней всего погода в доме. У меня жена тоже постоянно делает копии понравившихся в барах алкогольных коктейлей. И я не могу осуждать ее. Тем более ее копии зачастую приносят больше удовольствия нежели оригиналы от лукавых барменов.

Вот, что говорят о своей гитаре ERG производители:

Этот классический инструмент, навевающий своим видом воспоминания о лучших годах гитарного мира, не просто отлично выглядит, но и по-настоящему потрясающе звучит. Однако, даже внешне эта гитара не является репликой традиционного телекастера. Внешний вид этой гитары (с бархатной матовой отделкой) является запатентованным ноу-хау компании ERG. Дека гитары выполнена из 40-летнего ясеня, сушка древесины осуществлялась в естественных условиях. Толщина лака, которым покрыт инструмент, не превышает 100 микрон, что с одной стороны, обеспечивает достаточную защиту, с другой стороны, не портит резонансную картину звучания дерева и позволяет инструменту звучать с первого дня. Эта гитара подойдет гитаристу, играющему в абсолютно любых музыкальных направлениях.

Действительно, когда вы берете этот инструмент в руки, то самое первое на что вы обращаете внимание - это на ее покрытие. Оно кажется уникальным. Чувство, что гитара вообще не покрывалась лаком. Дерево выглядит очень родным и теплым. Когда вы проводите рукой по корпусу, то ощущение, что касаетесь чьей-то кожи. Покраска сделана “сплошной”, то есть волокна древесины не просвечивают сквозь краску, однако, приблизив корпус к лицу вы можете рассмотреть все рисунки ясеня - настолько все тонко сделано.

Двойная (верх и низ) окантовка корпуса отсылает нас к древним временам модели Tele Custom образца 1962 года, и она же напоминает о моделях John5 Tele. Любители Gibson смогут усмотреть ассоциации с Les Paul Custom или ES-335 - тут уж кому что ближе. Я если честно, то никогда не видел людей, которым бы не нравилась двойная окантовка на телекастерах. И при этом, производители почему то крайне редко балуют нас такой фишкой. Берегут, очевидно, мировые запасы пластика.

Сама окантовка сделана цветом слоновой кости, придающего винтаджный оттенок инструменту. Я бы, кстати, и пикгард сделал бы не таким белым, чтобы он тоже смотрелся постарше. Но это уже мелочи. На ручках громкости и тембра написано ERG - если честно, то тоже не уверен в уместности такого шага. Обычно большие бренды не пишут на ручках свои имена. Это ближе ко всяким одеждам, когда на пуговицах ставят логотипы.

Бридж установлен современного образца - то есть с гладкими седлами и возможностью регулировать мензуру по раздельности для всех шести струн. Бридж очень похож на Fender, но не Fender, поскольку “мензурные” винты вкручиваются в седла посередине, а не сбоку как у Fender. Скорее всего это Gotoh (официальное описание гитары подверждает эту версию).

Что приятно - это идеальная настройка седел по высоте, они точно выровнены под радиус грифа, поэтому расстояние от струн до ладов одинаково для всех струн. Это вроде бы мелочь, но очень многие производители (и продавцы) забивают на этот момент, в результате чего покупатели в магазине играют на неотстроенных гитарах и думают, что инструменты просто плохо сделаны. А иногда чтобы мясо стало вкуснее надо просто немного его посолить.

К грифу придраться невозможно. Струны расположены максимально низко над ладами на всем протяжении от первого до двадцать второго ладов. На телекастерах такое практически никогда не встречается. Ощущение, что перед тобой рабочая поверхность какого-нибудь Ibanez JS. Если бы я умел играть теппинговую Midnight от Сатриани, то обязательно бы ее сыграл, записал, выложил в интернет и разослал ссылки по всем знакомым. Но им повезло, что я не умею играть Midnight. Счастливые люди, выбрали правильного друга в моем лице.

За счет перламутровых точек-маркеров и 22 ладов гриф напоминает American Deluxe. Тем более лак такой же матовый как на American Deluxe. Однако, лак заметно желтее, что придает гитаре более винтаджный колорит. Голова покрашена в цвет корпуса. Как и в случае с нефильтрованным пивом это нельзя назвать хорошим или плохим, и только можно просто любить или нет. Вот мне очень нравятся крашенные головы гитар (а крашенные головы женщин не очень). Анкер регулируется на голове, что добавляет очков в пользу удобства.

Гриф в обхвате близок к современным фендеровским грифам типа “C” (используется на American Standard и American Special). Лады немаленькие и это также весьма удобно. Сам гриф сделан из нескольких кусков разного дерева. Во-первых, кленовая рабочая поверхность грифа приклеена сверху на основание грифа, что бывает не часто с кленовыми грифами. Во-вторых, сам гриф сделан из пяти продольных кусков (клен/мансония/клен/мансония/клен).

Очень часто люди (мне они кажутся малограмотными) считают будто бы если производитель делает гриф из нескольких кусков - то это якобы в целях удешевления, поскольку мелкие кучки древесины стоят дешевле дорогих. Я не разделяю этого мнения - сделать гриф из нескольких кусков кажется операцией во много раз более трудоемкой и дорогой нежели из одного. И одна из главных задач грифа - быть стабильным, то есть не “гулять” в разные стороны при мельчайших колебаниях температуры и влажности. В идеале грифы должны быть каменными (как сердце твоей бывшей девушки), но вот я не уверен, что камень хорошо звучит. Поэтому грифы из нескольких продольных частей (вы кстати таких никогда не встретите на дешевых гитарах) - это свидетельство того, что производитель крайне серьезно подходит к вопросам профессионального использования инструмента.

Одна из самых удивительных и крайне неожиданных вещей в этой гитаре - это вклеенный гриф! Если честно, то на гитарах фендеровского формата увидеть такое крайне сложно. Я сначала неповерил своим глазам и долго не мог понять где собственно говоря некплейт с винтами - разум отказывался поверить во вклейку. Я даже с пылесосом прошерстил весь чехол - думал, что некплейт отвалился где-то по дороге словно вставная челюсть в бассейне. И только потом, почитав в интернете спецификации гитары, мозг (или его копия) согласился принять увиденное.

Я пытаюсь вспомнить людей, который приклеивали грифы к фендероподобным гитарами. Разумеется, первым делом перед глазами встает словно кладбищенский призрак фигура Ritchie Blackmore, который подобным образом улучшал сустейн и приближал свои “страты к гибсонам”. Можно еще порыться на официальном сайте Владимира Холстинина, где обнаружится фраза “Я приклеиваю гриф к корпусу слабым раствором ПВА. Чтобы можно было без потерь оторвать.”. Что дает приклееный гриф гитаре ERG? Это, конечно надо слушать - других путей выяснить не существует.

Я если честно совсем не понимаю конфигурацию датчиков - сингл в бридже и хамб в неке. Большая часть моих личных телекастеров строятся по иному принципу - хамб в бридже для дисторшена и сингл в неке для чистого звука. Такой вот незатейливый подход прямолинейный. Однако, с легкой руки Keith Richards такая конфигурация звукоснимателей давно стала классикой, и не мне пытаться осуждать эти фишки. Поэтому просто попробуем поиграть на этой гитаре. И поблагодарим Ричардса хотя бы за то, что пяти-струнные телекастеры с извращенным строем не вошли в моду - иначе бы нам все было бы очень нелегко жить на этом свете.

А вы знаете, что очень многие крутые гитаристы, серьезные эксперты и большие мастера говорят о том, что им для понимания крутизны гитары хватает того, чтобы 5 секунд поиграть на неподключенном инструменте. И, кстати, многие некрутые, несерьезные и небольшие тоже часто так говорят. И я тоже один из тех наглецов.

Так вот ERG заставляет себя уважать даже без усилка - ярчайшая, просто бешенная атака. По мне это едва ли не главное в телекастере - чтобы он бил по пальцам и вырывался из рук. Такое ощущение, что гитаре минимум лет 40.

Не очень понятно какие на гитаре стоят датчики. Ясно, что Seymour Duncan. Но производитель не сообщает какие именно модели. Однако, ничего не фонит ни с перегрузом, ни без. Возможно, просто внутри все очень хорошо спаяно и заземлено. Бриджевый датчик внешне и по звуку очень похож на Quarter Pound.

На чистом все звучит на 100% по телековски. Удивляет невероятно, можно сказать кристальный звук. Обычно на телекастерах, при таком низком положении струн, в звуке наблюдается очень много дребезга, типа того, что любил использовать небритый John Frusciante в RHCP. А здесь в ERG все настолько идеально отстроено, что звук непривычно чистейший. Атака как я уже говорил яркая, все ноты звучат очень четко. В сравнении с традиционным телекастером, как мне показалось получше выделены нижние частоты, нет стеклянного провала, когда вы еле слышите толстые струны. Но в целом все это звучит именно так как и должен звучать телекастер. Перепутать невозможно.

С перегрузом гитара не теряет своей привлекательности - это рокерский инструмент с острым как лезвие характером. На нем, наверное, (как и следовало ожидать от телекастера) не очень хорошо пойдут тяжелые трэш-риффы из репертуара Slayer и Megadeth, но все остальное, включая быстрые шред-проходы по всему грифу будут высекаться на ура. Благодаря сильной атаке при скоростной игре все ваши ноты будут звучать вполне стакатно и не сливаться в одну невразумительную кашу.

Я специально попробовал обратить внимание на сустейн. Будет ли он каким-то невероятно неожиданным в следствие вклеенного грифа? Сустейн нормальный, ровный и певучий. Но сказать, что он какой-то невероятный или хотя бы гибсоновский мне кажется совсем нельзя. Рабочий такой сустейн. На моих телекастерах без вклеенного грифа - он точно такой же.

Итак, можно до бесконечности пытаться описывать звук гитары. Но тут нас будет ждать море сложностей поскольку этот звук ничем по большому счету не отличается от того, что мы ждем от крутого дорогого телекастера. Со звуком все хорошо. Он породистый, присутствует во всех нужных регистрах и по тембрам абсолютно точно заполняет телекастеровскую нишу. Никаких сюрпризов и неожиданностей - абсолютная классика.

В начале обзора я говорил о том, что цель понять, что перед нами и стоит ли оно своих денег. Результат достаточно предсказуемый - это во всех отношениях традиционный телекастер, он может и сделан не в полном соответствии с параметрами именно 50-ых/60-ых годов, в нем разумно примешано что-то и из 80-ых/90-ых, однако на характер звука это не повлияло - он остался тем самым, что когда-то было придуман Лео Фендером, сидя на своей калифорнийской завалинке с банкой американского пива.

А теперь главный вопрос - стоят ли все эти замечательный чудеса от ERG те 120 тысяч рублей, что просят. Увы, да. Оно того стоит. И никакой сенсации тут нет даже отдаленно. Перед нами обычная гитара уровня Custom Shop с обычной для такого инструмента ценой. Придраться не к чему - звук, комплектующие, качество исполнения - все сделано идеально. То есть это инструмент самого высокого профессионального уровня - хоть сейчас бери в студию любого уровня или мировой тур. Хотя на счет туров я погорячился - туда обычно берут инструменты попроще.

Когда-то давно, гитарно озабоченные люди, стремящиеся оскорбить друг друга говорили что-то типа “вот глухой человек, он гитары выбирает по фоткам, стремясь к цвету поприятнее”. Это было в другое время. Совсем в другое. Если честно, то я давно перестал встречать откровенно плохие гитары. Их просто не стало - они исчезли. Мир стоит в другом измерении - все научились делать хорошие гитары. Тем более сложного там ничего нет - технологии известный абсолютно всем.

Хотите я расскажу вам как приготовить отличный стейк? Нет ничего проще. Берете кусок хорошего правильного мяса. Дальше вам нужна специальная чугунная сковорода с поверхностью в ребрышках. Третий необходимый компонент - качественная плита, способная выдать нужную температуру. Вот и все. Обладая этими тремя компонентами вы (если не законченный идиот) сумеете сделать отличный стейк. Не верите? Вспомните как готовить шашлык - это тоже совсем несложно, при наличии всего необходимого, включая копию мозга в черепной коробке.

Тоже самое с гитарами. Мое наблюдение состоит в том, что в наше время практически все инструменты всех брендов выпускаются весьма качественно в рамках своих ценовых категорий. Ситуация как в автомобилях и телевизорах - абсолютно все равно, что вы купите в пределах той или иной суммы. Поэтому выбирать надо просто симпатичный дизайн и любимый цвет.

В России именно телекастеров этого ценового диапазона пока не так уж много бывает, не зависимо от брендов. Телекастер ERG ничем не хуже телекастеров других производителей соответствующей ценовой категории. Удивляться нечему. Время открытий с набором “охов и ахов” ушло давно в прошлое. Все выводы относительно ERG можно свести к простой фразе “ну да, нас не обманули, это именно то, за что выдают”. Если бы у меня не было полного дома телеков, то я даже возможно задумался бы о приобретении этой гитары. Но, спасибо, уж давно полным полна моя коробочка.

Скажу пару слов на тему вселенной и того как в нашем поделенном брендами мире все устроено. Все знают, что лидерами на рынке безалкогольных газированных напитков являются Пепси-Кола и Кока-Кола. И даже есть на свете множество людей, утверждающих будто бы они чувствуют разницу между этим двумя темного цвета жидкостями. Талантливый народ живет с нами в одно время. Я вот разницы не чувствую. И поэтому обычно беру Коку. Потому что она мне как болельщику Спартака где-то на подсознательном уровне нравится своими цветами. Колористика, мать ее. И вот недавно совершенно случайно попробовал Dr Pepper. Впервые в жизни. Почти в сорок лет. Удивительное, дело, но этот ранее неизвестный напиток понравился мне больше нежели колы. И вкус там совсем иной. Но чему удивляться - такая же банка в тот же прайс.

Кстати, помните я выше говорил об ESP Ronnie Wood - типа очень похожая модель? Так вот похожесть эта исключительно внешняя. По части звука и качества исполнения это гитары разных уровней. Сравнивать их также нелепо как сравнивать американский Fender Custom Shop и мексиканский просто Fender. Я очень хорошо помню ESP Ronnie Wood, она жила у меня как-то с месяц дома. Неплохой инструмент, но я не верю в то, что Ronnie на таком играет в группе Rolling Stones. Особенно смешно - это датчики ESP. Думаю, в реальности у товарища Wood нормальный хороший Custom Shop уровня ERG. И даже не один.

Житие в нынешнем рыночном мире имеет множество недостатков. Одно только поклонение культу потребления чего стоит. Но не бывает чего-то исключительно черного. Находятся приятные моменты в любой ситуации. И даже если у тебя страшная женщина - она зато может быть очень верной тебе, и хорошо готовить разную недуховную пищу. А, что касается, рынка - то у него вырисовывается одна успокаивающая черта - в условиях бешенной конкуренции, цена является весьма точным и объективным показателем качества того или иного продукта. По крайней мере в гитарах оно очень четко движется к этому. И в дальнейшем, по моим прогнозам, все будет еще жестко в этом плане. За что платишь, то и получаешь. Вселенская справедливость.