Нейлоновое рубилов

В отличие от большинства музыкальных инструментов электрогитара в силу разных причин всегда стремилась выйти за четкие рамки своего начального звучания и поселиться на чужой территории. Ныне уже никого не удивишь тем, что при соответствующих технических приемах исполнения и наличии специального оборудования, люди с электрогитарами звучат близко к скрипкам, виолончелям, акустическим гитарам и басам. Более того если при помощи особенного звукоснимателя воткнуться в "роландовский" гитарный синтезатор, то из под ваших пальцев будут выходить аккордеоны, пианино, хаммонды и прочие невероятные вещи.

Однако, все всем этом богатстве этих возможностей есть одно достаточно популярное и вкусное звучание - оно электрогитаристам покорялось не особенно удачно. Речь идет о нейлоновой акустике. Мало кто из разумных вменяемых людей скажет, что ему не нравится звук нейлона. Классическая гитара, фламенковые напевы, навороченный фьюжн, балладные переборы - ко всему этому рано или поздно приходит практически любой шредер после нескольких лет дисторшен-рубилова. Более того если походить по концертам "электрических" звезд, то можно увидеть немало интересного по теме нейлона.

Нейлоновое рубилово

Я своими глазами наблюдал (и чего греха таить при этом наслаждался музыкой) как Steve Stevens этим летом в рамках московского концерта Billy Idol выдавал такой огонь на нейлоне, что это для многих стало самым интересным (и сто процентов самым неожиданным) номером всего концерта. А потом месяц спустя концерт G3 и там другой Steve (по фамилии Morse) тоже очень мило воткнул нейлоновую акустику в свое сэт. Про товарища Malmsteen, наверное, даже и упоминать не стоит - все знают как этот кудрявый швед любит на концертах попилить классику на нейлоне. Можно вспомнить Ritchie Blackmore, который просто сошел с ума, завязал с рок-музыкой и теперь на нейлоне аккомпанирует своей жене.

Казалось бы проблем нет - мы живем в такой реальности - когда все покупается и продается. Хочешь нейлон - иди и купи. Но увы не все так просто в гитарном мире. Это алкоголики могут быть счастливы практически в любой торговой точке. А мозг гитариста заточен на вечный поиск и сомнения. Мне иногда кажется, что в этом есть какие-то специальные женские гены, когда ты все никак не можешь выбрать и определиться.

Разумеется, простая нейлоновая гитара не подойдет большинству людей, привыкших к электрогитаре. Во-первых, габариты корпуса акустической гитары не так комфортны как привычные всем страты и лесполы. Во-вторых, гриф по своему профилю и размерам существенно отличается от электрогитарного. Это большинство нынешних акустик с металлическими струнами имеют грифы практически идентичные электрогитарам, а в нейлоне оно другое. В-третьих, расстояния между струнами на бридже совсем иное. И вы можете промахиваться мимо струн поначалу после электрогитары. В-четвертых, сами струны как правило на нейлоновых гитарах стоят намного выше от поверхности грифа, что также не всем удобно. Пятым пунктом можно сказать еще одну такую вещь, что на электрогитаре вы всегда имеете возможность тихо позаниматься без усилителя - на кухне, в номере отеля или еще где-то. С нейлоновой акустистикой тихим вы вряд ли будете, особенно с медиатором.

В виду всех этих непримиримых противоречий электрогитаристам нужны были свои особенные нейлоновые акустики. И они были созданы. Самым первым примером такого рода на моей памяти выступает модель Gibson Chet Atkins CE ("classic electric"). Она имела контуры обычного дредноута, но при этом толщину корпуса как у электрогитары. Идея была также электрогитарная - без усилителя оно не звучало, а с комбиком или в пульт вы получали такой же звук как у традиционной акустики с пьезой. Сейчас эта гитара увы не производится - Gibson не владеет правами на имя Chet Atkins (это право отошло к Gretsch). Также можно вспомнить Godin у которых выпускается очень много подобного типа моделей с корпусами похожими на увеличенные искривленные телекастеры. Традиционно упомянем про Ovation - тем более сам Yngwie на них запиливает. А больше мне если честно нечего из нейлона для электрогитаристов в голову не приходит.

Поэтому когда появилась возможность потрогать LAG S1000KJ-NAT Keziah Jones, я с радостью за нее ухватился, ибо такие гитары очень редко встретишь где-нибудь в магазине или руках. Но сначала захотелось узнать кто такой Keziah Jones и что за мысли у него в голове. Ибо ранее я никогда не слышал о таком артисте. И вот раздобыв пару альбомов начал слушать. Если честно, то был удивлен. Ибо ожидал чего-то в духе Al Di Meola - скоростных медиаторных запилов, а на деле там песенный жанр. Надо сказать, что Keziah Jones черный и это очень хорошо слышно в его музыке. Он поет в манере где-то близкой к Stevie Wonder или Lenny Kravitz (когда последний не косит под Хендрикса).

А вот музыка под все это дело - фанк-рок, причем такой в духе старых RCHP, когда они не были такие балладно-попсовые как сейчас. И более того, иногда это похоже на Infectious Grooves, но только не таких тяжелых по саунду. При всем этом Keziah не афро-американец. Он из Нигерии, а потом в его жизни был Лондон. То есть это афро-европеец, отчего его музыка приобретает своеобразный колорит, отличающийся от традиционной американщины. И для его музыки как мне показалось такая гитара, когда из нейлона медиатором вышибают всю душу на фанковых чесах, кажется очень логичным инструментом. Кстати, время от времени Keziah Jones выступает на разогреве у Lenny Kravitz, и в Москву на концерт в сентябре Lenny также приедет в связке с Keziah. Вот такой интересный оказался музыкант в честь которого Lag сделали гитару.

Возьмем же в руки этот инструмент. Откуда-то издали, если смотреть концерт из зрительного зала, крайне сложно будет опознать в нем акустику и тем более нейлоновую. Корпус контурами очень похож на Ibanez серий RGA и S - то есть выпуклый верх и большие острые "рога". Выбор древесины очень логичный - основа из махогони и верхний слой из ели. Вообще у меня есть одно мнение на счет акустического звука - суть его проста. Если вам нужен акустический звук (на любой гитаре - что цельно-корпусной, что обычный дредноут), то без ели или кедра на верхе корпуса вы ничего хорошего не получите. Поэтому мне кажутся неудачными идеи когда на обычные электрогитары (страты, лесполы, телеки, рг) ставят пьезодатчики в бридж - как акустика оно не звучит - потому что нет хвойной древесины. Поэтому если вы ищете настоящего акустического звука - то не смотрите на гитары с красивыми кленовыми топам - ваша цель только ель и кедр.

Гитара по весу очень легка - я ее взвесил - всего 2,5 кг. Конечно на ней нет металлических бриджа и звукоснимателей, которые порядочно отяжеляют любой инструмент, но все равно - очень мало весит. Мне было интересно - не пустая ли она внутри. Открутил крышку темброблока - полостей не было обнаружено. Сам корпус сделан очень по-электрогитарному - стоят стрэплоки Dunlop и самое удивительное это вырез под пяткой грифа. Не на каждой электрогитаре так удобно пилить на 20-ых ладах как на этом Lag. Ладов тут кстати - 21.

Гриф сделан из махогони и с накладкой из черного дерева. По ощущению он очень похож на обычный классический C-профиль от Fender. Мензура тоже традиционная - "фендеровская". Лады стандартные. В районе сочленения головы с грифом есть специфический нарост ("вольют"). Очень приятная и полезная вещь - регулировка анкерного стержня на голове грифа. Я видел много акустик без регулировки анкера либо на пятке грифа где-то внутри корпуса. А вот сделать все "по-людски" на голове грифа - это заслуживает благодарности.

Один из самых грандиозных моментов на этой гитаре - это так называемый action - то есть расстояние от струн до грифа. Вы не на кажой электрогитаре такое встретите - все невероятно ровно, низко и вместе с тем никакого дребезга. При этом оно по всей продолжительности грифа вплоть до последнего лада. То есть играть на этом инструменте действительно удовольствие.

Спорным можно назвать ширину грифа в районе порожка - она "электрогитарная", то есть чуть больше 40мм. Обычно на классических нейлоновых гитарах гриф шире электрогитарного, это обусловлено тем, что нейлоновые струны толще металлических и многим хочется иметь больше грифового пространства для пальцев. Поэтому зачастую подобные гитары делают с двумя вариантами грифов - с широким для тех кто привык к обычный классике и с тонким для тех кто больше времени уделяет электрогитаре. Но в варианте с Lag такого дизайна широкий гриф был бы не очень уместен. Тем более речь идет об инструменте максимально приближенном к тому, о чем мечтают электрогитаристы.

Вещь, которую бы я не рекомендовал делать с этим инструментом - это включать его в усилитель для электрогитары, ибо в таком случае звук то конечно будет, и он будет отличаться от звука всех гитар любого другого типа, но назвать это звуком нейлоновой акустики будет достаточно сложно. А вот когда вы втыкаетесь в акустический комбик, в студийные мониторы или просто в пульт, то картина меняется. Перед вами будет звук акустической нейлоновой гитары каким мы все его привыкли слышать. И даже больше.

Когда вы выбираете акустическую гитару, то как правило они все звучат по-разному, даже если они одной модели. Если речь идет об акустике с пьезоэлектроникой, то все в общем поправимо внутри усилителя, поскольку практически каждая подобная гитара имеет эквалайзер, способный выделить (или убрать) те или иные частоты. В Lag тоже имеется эквалайзер. Он двухполосный (в виде сдвоенной ручки) - управляет верхами и низами. Помимо него есть еще один интересный переключатель, замаскированный под простую ручку. Это пяти-позиционный переключатель похожий на те, что ставят на PRS. В результате вы получаете пять звуковых режимов (производитель называет их пресетами).

Описать словами саунд каждого из режимов - практически нереальная задача. Субъективно кажется как будто вы меняете гитару и у вас в арсенале полдесятка немного разных акустик - где-то больше одних частот, где-то больше других, как будто разные размеры корпуса и породы древесины. Это очень удобно когда вы пытаетесь играть по разному и ищете подходящий вариант. То есть под медиатор одно, под пальцы другое, аккордовая игра третье, переборы - четвертое и т.д.

Ясное дело если вы давно и серьезно играете на нейлоне, если перепробовали множество разных (в том числе дорогих) моделей, то в любом случае вы найдете поводы придраться к звуку этого Lag, как впрочем и к любой гитаре - ведь у нас в стране людям даже Fender Custom Shop может не нравиться, и в игре Steve Vai они найдут море огрех. Но если вы электрогитарист и ваша цель, имея привычные комфортные ощущения в руках, получить обычный нормальный звук нейлоновой гитары, который можно без проблем записать или включить в концертное исполнение - то запросто. При том, что если вы пытаетесь стать Андресом Сеговия - то конечно вам нужен трушный инструмент. А если вам нужно время от времени воткнуть куда-то просто в микс нейлоновую краску или просто расслабленно побренчать - то я бы рекомендовал. Звучит хорошо, неотличимо от усиленной акустики. И плюс невероятно удобно - легкая и обтекаемая.

Ну и разумеется нельзя не сказать о таких вещах как устойчивость к наводкам. Люди пробовавшие играть на акустических гитарах в условиях сцены очень хорошо представляют эти кошмарные ужасы микрофонных эффектов когда вместо музыки гитара начинает просто выть. Надо ли говорить, что в этой гитаре нет ничего подобного. Тут все как в электрогитаре и для концертов оно самое то.

Качество инструмента безупречно. Все сделано очень аккуратно. Гитара произведена в Корее. Но в наше время Корея - это уже не эконом класс. Стив Вай играет на китайских акустиках и индонезийских электро. География все больше и больше перемешивается в каких-то новых пропорциях. Я думаю сегодня надо больше смотреть на цену (у нас в стране это 44 тысячи рублей) и, разумеется, на звук, на то как гитара в принципе сделана.

У LAG S1000KJ Keziah Jones найти каких-либо недостатков у меня не получилось. Производитель явно нигде не экономил. Очень жалко, что подобных гитар очень мало делают в нашем мире и особо широкого выбора гитаристы, ищущие инструменты подобного типа, пока не имеют. В общем, я в очередной раз задумался о возможном приобретении нейлона. Более удобной гитары с корпусом и грифом формата электрогитары и при этом с нейлоном я не встречал.