Lag Phil Campbell Топорик с огоньком

После моей статьи о Lag Imperator Custom Bedarieux ICB50 многие мои знакомые высказались в таком духе, что дескать, спорт высших достижений в виде гитар Custom Shop - это прекрасно, но нет ли возможности пощупать что-то более "близкое к народу", то есть менее дорогое из каталога LAG? А то ведь в наше время это достаточно обычное явление, когда компания может "изредка напрягать все свои ресурсы", выдавая невероятные "кастомшоповские" инструменты единичными экземплярами, и при этом их серийная продукция является "ужасом на крыльях в ночи".

Нет ничего плохого в идее потрогать гитару более доступного диапазона, но тут надо учитывать, что инструментов LAG в нашей стране не так уж и много. Поэтому найти какой-нибудь актуальный (не снятый с производства) экземпляр и выпросить его "на послушать" задача не самая простая. Но, как говориться, кто ищет - тот всегда найдет. И вот у меня дома лежит LAG "попроще". Модель Phil Campbell, согласно сайту Российского дистрибьютора стоит 39 650 руб. Начинаем внешний осмотр.

Lag Phil Campbell
Топорик с огоньком

автор текста : Сергей Тынку

Геометрически инструмент выполнен в формате Explorer, фиксированный бридж и два хамбакера очень традиционная конфигурация для таких гитар. Сам по себе инструмент подобной спецификации - это вполне логичный выбор для гитариста Phil Campbell, который почти 30 лет (с 1984 года) играет в такой группе как Motorhead.

Не смотря на "эксплоерный" формат, гитара при этом имеет черты дизайна Les Paul - это проявляется в окантовке корпуса, кленовом топе санберстовой раскраски и трапецивидных маркерах на грифе - все отсутствует на традиционных Explorer, но при этом в изобилии присутствует на Les Paul. Таким образом дизайн этой гитары можно описать как сочетание двух популярных "гибсоновских" гитар. Хотя одно время не так давно Gibson делали Explorer Pro, которые внешне были очень похожи на этот LAG.

Но при всем при этом есть одно громадное отличие от гитар из Нэшвилла. У этого LAG гриф сделан из клена и он привинчен к корпусу. Плюс мензура этого грифа также совсем не "гибсоновская" - честные 25.5 дюймов. Как это все будет сказываться на звуке, мы выясним позже, а пока отметим конструктивные особенности инструмента.

Поскольку гитара сделана в Корее, у меня сразу же встает вопрос о древесине корпуса. Я видел море гитар известнейших брендов, которые имели азиатское происхождение, и при этом их древесина корпуса не отвечала заявленной в спецификациях. Обычно это вскрывалось когда на гитаре якобы из махогони откалывался небольшой кусочек краски и под ним была заметна древесина белого цвета. А ведь махогони совсем не белое.

Поэтому мне было интересно из чего на самом деле сделан LAG PC. И что там за верхний слой клена - реальный топ или тонкий шпон декоративного характера? Надо сказать, что весь корпус за исключением топа покрашен в глухой черный цвет. Обычно так делают, когда хотят скрыть факт того, что корпус сделан из нескольких склеенных кусков. Уверен, что здесь у нас именно такая картина.

Я лично ничего плохого в этом не вижу, поскольку море корпусов гитар Gibson и Fender 70-ых годов склеены из кучи кусков и при этом отлично звучат. Чего не всегда можно сказать о новых гитарах из идеального дерева - тех же PRS, например, где к дереву точно придраться невозможно, а вот звук не всегда отвечает ожиданиям.

Сняв крышку темброблока, я обнаружил, что внутри все закрашено черным. Тогда пришлось снять звукосниматель - но тоже безуспешно, поскольку черная краска была и там. Но меня с моим азартом этим невозможно было остановить. Поэтому пришлось открутить гриф. В результате оказалось, что корпус сделан все таки из махогони, а кленовый слой - это все таки шпон "для красоты". Кстати такой же санберстовый "полосатый" клен присутствует и на голове грифа.

Там же на голове грифа присутствует подпись Phil Campbell и сообщение о том, что это его подписная модель №1. Судя по этому, а также по тому, что других моделей его имени не существует в природе, гитара позиционируется как профессиональный инструмент. Эта версия подтверждается набором датчиков - это настоящие Seymour Duncan: в бридже JB, в неке 59 Model - это один из самых популярных наборов для игры с distortion.

Поражает накладка на гриф - она сделана из черного дерева, что прямо скажем весьма редко встречается на корейских гитарах. Более того, в какой-то моменты даже на японские Ibanez перестали ставить это дерево (например, Ibanez JEM, где палисандр пришел на смену "чернухе"). Сам гриф у LAG имеет 24 лада, что превосходит "гибсоновские" стандарты на пару ладов.

Гриф на четырех винтах через металлическую пластину прикручен к корпусу. При этом сама пятка скошена на манер Fender American Deluxe, а сам корпус выбран в месте соединения с грифом как это можно встретить на Jackson Dinky. Все это должно обеспечить максимум комфорта при игре на 20-ых ладах. И действительно на этом LAG играть в конце грифа намного удобнее нежели на традиционном Exploer, у которого и вырез не так глубоко в корпусе и пятка грифа достаточно внушительная.

Кто-то скажет, что это не важно и, конечно, хочется спросить кто вообще играет такие "высокие" соляки на Exploer-подобных гитарах? Но в голове тут же возникает образ молодого Marty Friedman с Jackson Kelly в руках, и от того вопрос про соло на такого форм-фактора гитарах, тут же снимается с повестки дня.

Еще одно интересное конструкторское решение касающееся сочленения грифа с корпусом - это "пуговица" для ремня - она прикручена к металлической панели одним из тех винтов, что крепят гриф к корпусу - я впервые вижу подобное решение.

Гитары у которых ремень крепится к пятке грифа (типа SG, Flying V, Explorer, ES-335) очень часто вызывают жалобы со стороны гитаристов на то, что у них гриф перевешивает при игре стоя. Я специально одел ремень на LAG, чтобы протестировать инструмент на этот счет. В результате ничего не перевешивало, гитара идеально вела себя на ремне.

Заправлять "шнур за ремень" (чтобы он не выпал если ты случайно на него наступишь) оказалось очень удобно поскольку гнездо для джека - его расположение и конструкция случились с одной стороны весьма необычными, с другой стороны очень комфортными. Это гнездо стратовского типа, которое стоит сбоку на нижней поверхности инструмента.

Я никогда ничего подобного не видел и если честно опасался, что, при игре сидя, шнур будет зажат между бедром и гитарой, отчего нога по идее должна испытывать не самые приятные ощущения. Однако, положив инструмент на свое правое колено, обнаружил, что шнур не попадает на ногу, гнездо расположено правее ноги. У меня не самые тонкие нижние конечности, скорее наоборот, поэтому если оно сработало со мной - вам и подавно не очень беспокоиться. Другое дело, что воткнуть шнур в такое гнездо не очень легко наощупь.

Кстати, на протяжении этого текста я уже вспоминал о гитарах Jackson, не могу не вспомнить о них еще раз. Такое ощущение, что придумывая эту гитару мистер Campbell, придумывая спецификации своего именного LAG очень хорошо изучил не только Gibson, но и Jackson. Тем более бриджевый датчик - это на все сто "джексоновский" выбор.

Так вот, когда я вижу стратовское гнездо не на страте - разумеется, в голове сразу возникает Jackson Randy Rhoads с таким гнездом сбоку на верхнем "плавнике". Вообще если честно, то мне очень нравится это гнездо само по себе и я был бы не против если его ставили на все типа гитар, включая Les Paul. Однако, увы, встретить его за пределами стратов можно не так часто.

Попробуем же наконец-то поиграть на этой гитаре. Я включаю все кнопки на Marshall и беру в руки медиатор. Сразу же обращаешь внимание на то как удобно стоит ручка громкости. В сравнении с Explorer, разумеется. У LAG всего одна ручка и она стоит прямо под правой рукой, чтобы не требовалось делать лишние движения когда хочешь прибрать громкость.

В левой руке при попытке играть тоже наблюдаются новые ощущения. Дело в том, что гриф - на ощупь он практически такой же как на Ibanez RG - тонкий, плоский в стиле "мечта шредера". Ничего общего с "гибсоновскими" грифами. В месте сочленения с головой можно обнаружить небольшой нарост "volute" - какого-то неудобства в этом нет.

Очень порадовали лады на этой гитаре - толстые "взрослые" хорошо закругленные - это очень сильно отличается от мелких трапецевидных "гибсоновских". Очень многие мои знакомые, покупая очередной Gibson первым делом отдают гитару мастеру на установку правильных ладов. В случае с этим LAG лады изначально хороши и сами по себе и то как они обработаны - все это не может не радовать.

Поначалу я играю на гитаре в режиме "чистого звука" и натыкаюсь на приятные неожиданности. Если честно, то "гибсоновские" гитары с корпусами из махогони (SG, V, Explorer) - без перегруза их саунд абсолютно не нравится мне - он какой-то мутный и вообще нет верхов. Поэтому я ожидал чего-то подобного и от этого LAG. Тем более и сам Phil Campbell и музыка группы Motorhead с чистым звуком никак не ассоциируются.

Но на самом в данном деле на "чистом звуке" все оказалось вполне достойно. Это, конечно, не "фендеровское стекло", но в целом все хорошо слышно по всему звуковому спектру. Более того, звук очень упругий, с отличной атакой и как-будто подкачанный "компрессором". Очень похож по своему характеру на то как "щелкают" Les Paul с синглами типа P90. Играть фанковый чес аккордами или разного рода арпеджионные "переборы" на этой гитаре - вполне приятно. Думаю, заслуга в этом кленового грифа и большой мензуры.

Включаю перегруз. Играю разного рода тяжелые риффы в духе Metallica - все очень хорошо звучит - мощно, злобно и очень разборчиво когда речь идет об аккордах из трех струн. Отлично все с "палмьютингом" - навалом низов и агрессии. В принципе не каждый Gibson так может звучать (только если поставить туда датчики по-злее). В общем при игре риффов LAG ничем не уступил Explorer. Думаю тут опять надо сказать спасибо мензуре и кленовому грифу. Сам звук, кстати, скорее больше "джексоновский" чем "гибсоновский" - это не удивительно (повторюсь еще раз - клен и мензура). Я играю секстольный рифф из металиковской One и не могу остановиться, насколько все хорошо звучит. О, это волшебное глушеное стакато на шестой открытой струне.

Начинаю играть нечто соло-подобное. А вот как раз все хорошо слышно, что гитара не Gibson и не Jackson. Не хватает сустейна и мощи. Вступление к "ганзовской" Sweet Child O'Mine выглядит очень неубедительным - "ноты не поют". Цеппелиновская Since I've Been Loving You похожа на помирающую хромую старушку вместо того чтобы быть длинноногой фигуристкой, скользящей по льду. "Гаримурствовать" (или гаримурлыкать) на этом инструменте не получается. Соло получаются в духе Ibanez RG и не больше. При этом если пытаться высекать "много нот в секунду" то все вроде бы звучит нормально, но как-то только вы переходите в категорию "медляк-романтик" вам не хватает кислорода. Но жить с этим конечно можно. Просто геометрическая форма сбивает с толку.

Подведем итог. Не смотря на корейское происхождение - это по всем параметрам профессионального уровня гитара - играть на ней весьма комфортно. При этом она красиво выглядит и сделана очень аккуратно - придраться не к чему. Каких-либо апгрейдов инструмент не требует - ни электроника, ни железо не требуют замены. Гитара не универсальна (как, наверное, и большинство гитар в мире) - в ее звуке есть приятные моменты и есть скажем так, где хвастаться нечем.

Если учесть, что это именной инструмент гитариста группы Motorhead - то тут все абсолютно по-честному, для такой музыки эта гитара подходит на все 100%. Это в принципе отличный инструмент для ритм-гитариста в любом стиле - начиная от "битловского" и вплоть до "слэйерного". Если же говорить о соло-игре, то для шреда и металла инструмент вполне нормально подойдет, но вот балады и блюз - тут, конечно, было бы лучше выбрать что-то другое.

Напоследок, скажу пару слов о Корее. Долгие годы мы привыкали к этой стране как к производителю дешевых не особо качественных гитар для начинающих и мало-обеспеченных музыкантов. Однако, эти времени ушли в прошлое. Подобно тому как корейцы научились делать автомобили нормального уровня, они и гитары теперь стали делать уж точно не хуже всех остальных. Об этом можно судить по такому факту, что Ibanez перестали делать в Корее гитары. Потому что по качеству и ценам корейские Ibanez сравнялись с японскими. Смысла в этой конкуренции не было никакого.

Сложно сказать на чем играет сам Phil Campbell. Очень многие люди считают, что для знаменитостей якобы всегда делают разного рода секретные "кастомшопы" улучшенного качества. Я не уверен в том, что рокенрольная музыка Motorhead нуждается в каких-то навороченных "кастомшопах". Наверняка у Phil есть и французские LAG, но то, что в его гастрольном багаже всегда есть и несколько корейских гитар - я просто уверен, поскольку гитары вполне хороши в качестве рабочих лошадок. И плюс есть опыт знакомства со Steve Vai, который ездит в туры с китайскими акустиками и не стесняется играть на серийных гитарах, на некоторых из которых стоят корейские грифы. То есть в отличие от большинства посетителей гитарных форумов, живые музыканты, не всегда парятся на счет стран-производителей. Для них важнее звук, а не надпись на грифе.