Твоя первая гитара. Vol.1.

Твоя первая гитара. Vol.1.

автор текста : Олег Бочаров

Пролог

По состоянию дел на конец 2011 года хороших гитар в России много больше, чем хороших гитаристов. Это как с фотоаппаратами - если бы на каждую проданную "зеркалку" приходился хотя бы один зачетный кадр....ну даже представить невозможно, мир бы точно перевернулся. И не в гробу.

Рок-н-ролл катастрофически стареет, и как следствие основной покупатель первоклассных инструментов - не восемнадцатилетний покоритель клубов, охотник за славой, бабами и наркотиками, а пузатый старший менеджер предпенсионного возраста. Или того хуже - дантист или юрист какой.

И все же вне зависимости от того, когда ты собрался освоить гитарное искусство - в 15 лет или в 45, у тебя есть неоспоримое преимущество перед воображаемыми предками: всего четверть века назад даже статусному русскому рокеру добыть настоящий, родной, живой Fender или Gibson было ни по силам, ни по средствам, ни по мечтам.

Сейчас вход в профессиональный сегмент гитарного рынка начинается всего-то с тысячи долларов - то есть по цене средней паршивости ноутбука или айфона. Вот только любая гитара с клеймом "Made in USA" прослужит не пять, не десять и даже не двадцать лет - еще твои внуки будут на них соляки наворачивать. Ни мобила, ни фотокамера, да в общем-то и средний автомобиль столько не протянет.

Потому лично мне несколько чужды рассуждения "А давайте возьмем страт не штатовский, а японский, он на сто долларов дешевле и почти не хуже! А на мексиканце так и все триста сэкономим, разницы, то говоря, почти и нет как бы вроде бы наверное". Сопоставь сэкономленные триста долларов и те тридцать лет, что гитара проживет в твоем доме и получи феноменальную ежемесячную прибавку к твоему семейному бюджету размером с шоколадку.

Пока ты молод, гитара в твоем доме появляется в итоге всяких загадочных, мистических и хаотических телодвижений: дедушка на хануку подарил, сам накопил, сэкономив на трамвайных билетах, или накануне ухода в монастырь сосед отдал. Это нормально. Что досталось то осталось. Джонни Рамон на концерты таскал трехкопеечную гитару в драном полиэтиленовом пакете, на чехол потому что денег не имелось. И ничего - этого парня ты найдешь в любой рок-энциклопедии.

Но вот тебе уже двадцать пять и более, ты ноешь что бензин дорог, мобильник устарел на прошлой неделе, и в Египте тебя верблюд покусал. Но заплатить за гитару больше двухсот долларов не позволяет какая-то необъяснимая, и видимо какая-то карательная религия.

Некая мещанская подсознательная логика здесь, вестимо, все же есть. Представь себе двух идентичных криворуких косоглазых фотографов - у одного камера за 100 долларов, у другого - за 1.000 долларов (плюс объектив за 2.000). Факт остается фактом - снимки второго будут менее отвратительны, нежели снимки первого.

С музыкальными инструментами такая хрень не срабатывает - два криворуких гитариста будут звучать одинаково погано, пусть даже первый в руках держит китайский Squier, а второй - заказной "кастомшопный" Fender. Так зачем тратить больше?

Глава 1. Моральный выбор.

Итак, первичный вопрос жизни и смерти: с какого перепуга тратить 1.000-3.000 долларов, если реально затратить на гитару всего пару сотен? Играть ты все равно только учишься! Не проще ли побаловаться с дешевой фанерной доской, а потом уж решить - рожден ли ты для буги, и,если рожден, то копить на Gibson?

Мне думается, что это ложный путь, и вообще вредоносная мысль. Во-первых за мелкий рыночный прайс тебе может достаться такой апокалиптический хлам, что он и слух твой искалечит, и желание играть отобьет вовеки веков. Но это, конечно, в случае исключительного невезения. Важно то, что во-вторых.

А во-вторых - гитара это не прибор, не гэджет и не лопата. Это фетиш страшной мистической силы. Когда у тебя красивейший, дорогущий инструмент с волшебным звуком ты в принципе не можешь себе позволить его забросить. Он тебя толкает вперед. И это важно в наше время, когда людей уже не толкают вперед ни радио, ни хит-парады, ни даже бабы - в XXI веке рок-звездам не дают ни баб, ни наркотиков, ни хрена ничего не дают. За предыдущие 40 лет все разобрали.

Все что у тебя есть, это купленная за серьезное бабло гитара, и пьяная совесть, которая требует то бабло хоть как-то отбить морально (про материально вообще забудь).

На гитаре, которая тебе не нравится, ты долго играть не будешь. Ты будешь давиться, жрать кактус. И весь рок-н-ролл для тебя превратится в пожирание кактуса.

Конечно, по сути играть можно на чем угодно - лишь бы строй гитара держала да в руках не разваливалась. Но зачем учиться играть на дерьме, если можно играть на чем-то божественном и сакральном - всего-то требуется разок сэкономить на мобильнике.

И потому я считаю, что в гитаре важен далеко не только звук. А может, он и вообще не важен (в конце концов в наше время цифровой звукозаписи можно "отфотошопить" почти любой гитарный саунд). Важно удобство, надежность и - главное - внешний вид. Чтоб ты, купив за 600 долларов корейский Epiphone Les Paul Standard ты чувствовал себя чуточку - ну хотя бы процентов на пять - потомком гребаного Джими Пейджа. А купив за 3.000 долларов Gibson Les Paul - тем же Пейджем, но процентов на пятнадцать. А играть ты потом точно научишься, иначе тебе же стыдно будет перед этим своим пятнадцатипроцентным папашей.

Глава 2. Единство и борьба противоположностей.

Ну, допустим, ты свыкся с мыслью, что на гитару надо потратить больше, чем на замену унитаза. В каком направлении начать думать и вообще есть ли какая разница между гитарами? Лично я еще два года назад понятия не имел чем зеленая гитара отличается от оранжевой. Точно знал лишь, что черные немного хуже видно в темноте. Но сейчас найдется чем поделиться.

Гитарист, играющий 15-20 лет с трудом припоминает (если вообще помнит), что его терзало и мучило первые годы практики. Но мнение еще функционирующего новичка вроде меня вполне может тебе пригодиться.

Бесконечную ликбезную информацию можно вываливать мегатоннами, мы поступим наоборот, сфокусируемся на самых ключевых моментах.

Итак, в первые полтора года освоения инструмента я приобрел в таком порядке четыре орудия производства:

- Fender Telecaster Highway One (США)
- Gibson Les Paul Studio (США)
- Fender Stratocaster Highway One (США)
- Epiphone Casino (Китай)

Что-то обошлось более $1.000, что-то - менее, но в целом уровень цен был примерно на этом уровне. Для начинающего нормальный старт.

Почему именно эти четыре модели? Telecaster, Stratocaster и Les Paul - это база, это три кита, на которых покоится наша плоская рок-планета. Не умея с ними обращаться и не представляя себе их саунда, ты никак не сможешь ориентироваться в гитарном мире. Вообще никак. К тому же они отлично друг дружку компенсируют и дополняют, но об этом позже.

Epiphone Casino - представитель более редкого семейства полуакустических, пустотелых электрогитар. Фактически в моем доме он заменяет акустику, но его умения простираются куда дальше. Модель не сильно популярна и крайне специфична, однако имеет крепкое идеологическое наполнение: Epiphone Casino это инструмент The Beatles.

Приобретая первые электрогитары я держал в голове два ключевых требования. Это должны быть фундаментальные инструменты, которые я слышу на большинстве любимых альбомов. И они должны иметь как можно меньше общего, минимально пересекаться функционалом и саундом, и тем самым удовлетворять как можно более обширный круг потребностей.

Первый вопрос, задаваемый каждым новорожденным гитаристом - чем Gibson отличает от Fender? В процессе словесныз баталий исписано полтора миллиона книг и диссертаций, еще больше - некрологов. Но - полагаю - сущность ответа можно выразить парой кратких тезисов.

а) - основа "гибсоновской" идеологии саунда - сустейн и жир, то есть затяжные ноты и стена звука. "Фендеровская" иделогия ровно противоположна - атака и детальность.

б) - Дизайн Gibson в первую очередь эстетичен. Дизайн Fender в первую очередь функционален.

Существуют образцы переходных стадий и даже заскоки на чужую территорию, но генеральные линии обеих партий именно таковы. Потому Gibson - это красное дерево, хамбакеры, клееные грифы, малая мензура и жестокие цены. А Fender - ольха, ясень, сингловые звучки, болты, большая мензура и более терпимые расценки (то есть безгранично в пределах разумного).

Твоя первая гитара. Vol.2.

автор текста : Олег Бочаров

Глава 3. Из судового журнала Капитана Очевидность.

Выбирая гитару новичку надо знать принципиальные вещи, которые вроде как очевидные, но на первых порах в голову не приходят. Например, бесполезно требовать от гитары "точно такой звук как у Deep Purple в 1970 или Metallica в 1991". Альбомный звук - это следствие целой цепочки факторов, как то звукоизвлечение-гитара-оборудование-звукорежиссура.

Далее следует держать в уме, что ты дома с гитарой - это одно. А ты с той же гитарой в составе группе - петрушка совершенно другого огорода. Тот звук, который в одиночестве кажется волшебным, чарующим и единственно верным, может не вписаться в группу по миллиону причин. Молодой Эдди Вэн Хэлен был какое-то время счастлив от своего стратокастера, пока участники группы не заявили, что подобный тонкий звук напрочь портит саунд коллектива, и с этим надо что-то делать (как ты, наверное, знаешь, в итоге он собрал свой инструмент).

Даже если твоя гитара заработает в ансамбле (не побрезгую этим громким словом), по-любому потребуется выкручивать тембры да эквалайзеры, чтобы освободить частотное пространство для вокала, барабанов и прочих саксофонов. Соло гитарист, конечно, главный эго-центр коллектива (наряду с вокалистом), и может грубо настоять на том, чтоб все под него подстраивались, но обычно это чревато серьезными творческими осложнениями.

Своих коллег по коллективу и учителей слушать надо. А вот кого не надо слушать, и лучше сразу приготовиться посылать поглубже в Ад, так это флудеров с форумов и легион брезгливых советчиков. Здесь та же история, что с аудиофилией - какой бы ты дорогой и гиперкачественный ни купил плеер, усилок и акустику, всегда найдутся добрые люди, доказывающие, будто ты жалкий нищеброд.

С гитарой будет так: купишь китайский Squier, скажут, что надо было брать мексиканца. Возьмешь мексиканца, прибежит сотня доброжелателей с криками, что не хрен было жадничать, взял бы американца. Возьмешь американский Fender, тебя обгадят с ног до головы и будут до потери пульса внушать, что надо было брать кастом шоп. Возьмешь кастом шоп, и начнешь тут же комплексовать, что не потратился на винтажный оригинал 1956 года. Посылай всех в жопу. Гитарист, который не может послать всех в жопу, для рок-н-ролла - труп. Лучше играть на дерьме, чем прислушиваться ко всякому пидарасу.

Глава 4. Единство и борьба противоположностей (снова).

Но давай вернемся к нашим баранам - телекастеру, стратокастеру, казино и лес полу. Что лучше?

Первые полгода учебы я проклинал Telecaster. Дико, адски дико болели руки. Большая мензура и очень тугие струны за час убивали пальцы до крови. Les Paul Studio с аналогичными струнами на ощупь был в разы мягче, и я его брал в руки чисто чтоб раны заживить (признаться, у меня тогда дома была еще одна гитара - корейский PRS, так на нем струны и вовсе пальцами не прощупывались, на нем можно тренировать даже инвалидов, больных гемофилией).

Потому для зеленого новичка на первых порах я бы скорее рекомендовал Gibson'овский инструмент - он более щадящий, да и пальцами неразработанными проще достать до соседних ладов (они там ближе понатыканы). Ну и струны ставить не толще "девятки".

Есть еще один момент - кажется об этом говорил Энгус Янг: гибсоновский инструмент красиво звучит от рождения и практически в любой ситуации, а вот чтобы фендеровский "запел" по-настоящему, тут надо приложить усилия и соображалку. В общем, это еще один плюс в гибсоновскую копилку для начинающего.

С другой стороны смена инструмента весьма и весьма помогает продвигаться - как только ты устал от монотонной моторики, можешь переключиться на другую гитару, где у тебя мышцы начинают работать несколько иначе, и в организме включается второе дыхание. Иметь на старте две гитары - отличное эффективное решение на мой взгляд. Можно даже обычную фанерную акустику для тех целей одолжить у соседа.

Telecaster для новичка вообще стремный выбор - сугубо функциональный инструмент с минимумом комфорта и без эффектных дешевых трюков. На "Лес Поле" ты вдарил что есть дури по струнам, и девушки слегка прибалдели. На "страте" пиликнул пару нежных нот с бендингом, или поднажал на рычаг - и как бы уже рок-звезда, хоть даже глухая на оба уха. На "телеке" таких фокусов, прости, нет и даже не замышлялось, это очень грубый зверь, приручать которого надо мучительно долго.

Casino Epiphone - вообще отдельная песня, и песня любопытная. Главное - он почти полностью замещает акустику. Он не полупустой, а пустой, на нем дозволено играть совершенно без электричества, это будет звучать даже громче, чем большинство трехкопеечных акустик для конкурса самодеятельной дряни. Можно уходить с ним в лес, и наблюдая как зайцы и белки грибы собирают, выдавливать из себя какую-то музыку. Обычные полуакустики такой халявы не предполагают, это фича конкретно Epihone Casino и его пустотелых аналогов от Gibson вроде ES-330.

Что можно сказать о Stratocaster? Это дико эргономичный инструмент. Лео Фендер в 1964 году подгонял его формы под одного своего дружественного гитариста (уже не помню его имени), так вот тот человек, видимо, был сферическим гитаристом в вакууме, потому что все прорези, спилы и загогулины в корпусе вписываются в музыканта просто идеально. Я вообще не чувствую эту гитару в руках и на теле, как космонавт не ощущает кресло, подогнанное под его тушку для защиты от космических перегрузок. На "страте" можно играть сидя, лежа, бегая, прыгая, засовывая голову в задницу и кайфовать так, будто покоряешь Вселенную. Великий инструмент.

И на "страте" отличное тремоло - для дайв-бомбинга рычаг слабоват, но мы сейчас обсуждаем честную рабочую лошадь, не пилилово извращенцев.

А как звук? В мире не бывает двух одинаковых гитар, даже если они сошли с одного конвейера в один день. Потому могу ручатья лишь за те инструменты, которые освоил за это время.

Давай попробую разъяснить разницу в звуке с точки зрения... эээ... аудиофилии. Кажется, никто еще с таких позиций гитары не рассматривал, а мне сие как раз было жутко любопытно.

В аудиофии есть такой термин "приукрашивание звука". Ну ты его читал миллион раз в аудиофильских журналах и форумах, типа "хорошие колонки, но ни хрена не честные, разукрашивают звук". Разукрашивание звука - это в узком смысле вовсе не жульничество с АЧХ (вроде насильственного нагнетания басов или выпячивания вокальных частот) - такие вещи зовутся варварством, а не разукрашиванием. Раскраска - это ювелирно тонкое вмешательство, обычно подразумевающее внесение легких, почти незаметных гармоник (по сути доброкачественных искажений) в звуковую картину. Гармоники оживляют звук аудиосистемы - в этом, например, покоится хитрая живость винилового звука. Студийные системы предельно линейны, и такая гармоническая роскошь там непозволительна - отсюда и верное впечатление о них, как о педантичной, сухой и скучноватой на слух аппаратуре. А вот возьми бытовую hi-fi акустику типа Vandersteen - там все разукрашено буквально сверху донизу, ни один инструмент колонки не воспроизводят честно и реалистично. Зато музыкальность выдают на любом материале - хоть эскаватором греби. Sex Pistols там играет как Dire Straits, ей богу.

Мне кажется, что вся магия звука электрогитар Les Paul и Stratocaster - вот в том же самом разукрашивании. Они никогда не дают чистый (в аудиофильском, не гитарном смысле слова) звук. Практически в любой ноте ощущается сильный гармонический окрас, и потому-то там прет красота. И потому у них есть сво й узнаваемый везде, всегда и всеми голос.

Однако с точки зрения аудиофилии это слегка нечестно. А что же честно? Честно - это Telecaster. Из всех перепробованных мной электрогитар именно Telecaster дает самый педантичный, точный строй. Может, и не на уровне фортепиано, но близко к академическому уровню. Его ноты точно читаемы даже в самых плотных аккордах. И мало того - у него очень ровный тональный баланс. И Les Paul, и Casino тяготеют к басовитости, у Stratocaster явный акцент на средние и высокие частоты. А Telecaster равномерно без перекосов покрывает весь частотный спектр. Режим одного "бриджевого" звучка этот аудиофильский порядок, конечно, отменяет, но бриджевые датчики вообще на всех гитарах звучат слегка надрывно (а у "телика" так и вовсе психованно).

Зато подобные тональные перекосы способствуют сочетаемости инструментов. В условно сферически вакуумном случае Les Paul и Telecaster будут одновременно играть в разных частотных плоскостях, и тем самым не перебивать и великолепно дополнять друг друга.

Вот, собственно, что я и имел в виду, когда писал в подзаголовке о единстве и борьбе противоположностей.

Глава 5. Итоги.

Из всех четырех описанных инструментов наибольшие претензии у меня к Casino Epiphone. Он качественный, но китаец. У него мажется гриф - после пары часов игры пальцы покрываются черной краской или еще какой-то дрянью, которой китайцы его наградили на своем заводе ручной работы. У него тяжело берется баррэ на первом ладу - даже смена струн на "девятку" (обычно я "десяткой" пользуюсь) не помогла ни разу. Жизнь эти вещи никак не портят, но порождают желание взять такой же инструмент, но честной сборки - то ли японский Casino Elitist, то ли кастомшопный Epiphone. В остальном это верный инструмент для рок-н-ролла или даже раннего Black Sabbath (звукосниматели P-90 дают тот самый тяжелый ясный перегруз, от которого волосы дыбом встают у всех фэнов Айомми).

Gibson Les Paul Studio - самый универсальный инструмент. На нем, кажется, можно играть вообще все. Красиво, сочно и заразительно громко. Как только задолбаешься перебирать гаммы на "фендерах", втыкаешь Les Paul, хреначишь что есть дури пару раз по струнам - и все, душа в космосе, будто ты стадион раскачал. Хотя вот тут недавно до меня дошла информация, что если есть у тебя извращенная тяга к особо тяжелым жанрам, то Gibson Explorer выдаст еще больше термояду.

Fender Stratocaster - это своего рода скрипка в мире электрогитар. Больше и не скажешь.

Наконец, Fender Telecaster - это правдоруб. Гитара для прямых честных парней, прущих как ледокол сквозь любые препятствия. Самая большая глупость, которую я ежедневно читаю о "телекастерах" в Интернете - что это гитара то ли для кантри, то ли для баб и сопляков инди-роковых. Пусть это онлайновое трепло засунет свои языки ослу в задницу, и оттуда не высовывает. Это жесткий, тяжелый, суровый и очень мужественный инструмент. Я с бриджевым сингловым звучком и с допотопным винтажным дисторшеном на "телеке" спокойно выдаю блэк-метал. Не сопливый MTVшный, а трушный - по типу Bathory с DarkThrone. И AC/DC вообще без дисторшена, на чистом канале - главное лупить по струнам, а не сосать.

26.12.2011