Красиво кончить
Хорошо смеется тот,
кто смеется последний.

Не смотря на то, что прошло уже более десяти дней, я до сих пор помню все это также хорошо, как будто это произошло вчера, или еще вообще не произошло. Был зимний вечер (в Гаграх, ластах, пьянках - нужное подчеркнуть). Мы сидели у тебя дома и слушали классический альбом Кристины Орбакайте.

А потом неожиданно (подобно входу в метро в шесть утра) твой рот открылся и оттуда (словно выпавший из переполненного автобуса индус) вывалилась фраза: "Мне тут предлагают один telecaster. А ты ведь разбираешься в них. Поможешь мне определиться?"

Эти слова были для меня словно разорвавшаяся молния над головой. Стакан с виски выпал из задрожавшей руки на пол, в результате чего на паркете образовалось небольшое озеро в которое полетел бутерброд с сыром из второй руки.

Красиво кончить.

Рыжий кот притворявшийся до этого спящим, моментально вскочил и одним прыжком преодолел расстояние отделявшее его от бутерброда, схватив который он "в темный лес ягненка уволок". Я почуствовал себя вороной из басни Крылова, чей выпавший сыр стащила коварная зверюга лиса.

Я тут же начал думать о лисах и вспомнил о том, как будучи женатым спорил со своей второй половиной о песне Саруханова. Мне казалось он поет "Скрипка-лиса", а моя тогдашняя супруга утверждала что правильно понимать "Скрип колеса". Но вспоминать это мне было крайне трудно, потому как ты мешал мне предаваться легким алкогольным полетам мысли своим назойливым нудением о гитарах. Пришлось вступать с тобой в диалог.

- А что за гитара? Если это тот инструмент по кличке Nancy на котором играл Roy Buchanan, а потом Danny Gatton - то я бы посоветовал отказаться от него. Оба покончили с собой. А ведь у тебя даже ружья никогда не было в отличие от Джонни Гаттона. Я конечно мог бы ради такого случая дать свое, но ведь ты хреново стреляешь если говорить начистоту.

- Нет. Мне предлагают красный ESP именной Ronnie Wood.

- Ииии... Эсссс... Пиии..., - медленно произнес я в задумчивости, - а это они придумали знаменитую математическую цифру 3.14?

- Я прошерстил немного интернета, - ты как-будто не слушал меня, - это в общем обычный телек, но с хамбом в неке. Есть две версии - с палисандром на грифе и чистый клен.

- А что ты думаешь о Кате Ивановой?

- Кто это? Сисястая чувиха из вашей бухгалатерии? Или гитаристка из бабской группы в том клубе где мы бухали в прошлый раз?

- Нет. Это девушка Ронни Вуда?

- Его девушка?

- Ну да. Любовь гитариста Rolling Stones. Представь как они гуляют по парку держась за руки и он спрашивает ее: "Не кажется ли тебе, Катерина, что наш мир - это совокупность вечно изменяющихся объектов?". А она ему отвечает: "Конечно, Рон, я именно так и думала, но только мне казалось это анахронизмом, если взглянуть сквозь призму социальной формации". Чем думать о гитаре как у Ронни, ты не хотел бы такую же девушку как у него?

- Тебе не кажется, что обсуждать девушек Рона - это типа вторжение в личную жизнь?

- А говорить о его гитарах - это не в личную жизнь? Или ты считаешь, что с девушками он в своей жизни провел больше времени чем с гитарами?

- Ну гитары, это более общественное явление - они продаются в магазинах и каждый может купить такую же как у него.

- А с девушкой познакомиться и начать дружить такой же как у него - это что невозможно что ли? Ты не кажешься себе извращенцем, интересуясь гитарой больше чем девушкой?

- Ну я просто хотел поговорить о музыке.

- Рокенрол - это немного больше чем музыка - это лайфстайл!! Поэтому седовласые профессора не преподают его в консерваториях. И если уж пытаться жить рокенролом, то надо говорить о Ронни в целом - со всеми его штучками для кайфа - гитарами, бухлом и бабами.

- Хорошо, давай поговорим о Ронни и Кате Ивановой. Но только с условием, что потом обсудим telecaster.

- Я считаю, что Рон - это наш идеал - тот куда мы должны стремиться. Ты вот кого считаешь выдающейся личностью?

- Ну Исус Христос наверное

- Ты бы хотел прожить как он? Водить народ по пустыне, подвергаться всяческим гонениям, заниматься религиозным просвещением в пользу бога и в конце концов чтобы тебя распяли мучительной смертью в 33 года? Уверен, что ты хотел бы себе иного. Такого как Ронни Вуд - чтобы когда тебе было за шестьдесят лет, ты был бы миллионером живущим в Англии, все еще играющим на гитаре в одной из самых крутых рокенрольных групп, бухающим клевое бухло и трахающийся с молоденькой русской девчонокой симпатичного вида. Хотел бы?

- Ну да, наверное, хотел бы

- Обрати внимание на то, что она русская. Мне кажется последнее время в мире знаменитостей образовалась тенденция общения с русскими девушками. Вот, например, Микки Рурк встречается с русской, или человек с самой гитарной фамилией Мел Гибсон - и он тоже с русской. Это же очень клево - наши девушки самые лучшие. Ты кстати видел фильм "Чего хотят женщины?" - там актер по фамилии Гибсон играет чувака по фамилии Маршал. Разве это не смешно? А у фирмы Korg есть чувак с ними сотрудничащий, которого зовут Roland.

Или вот посмотри на Абрамовича - у него наверняка все самое лучшее - яхты, дома, машины, спортивные клубы. И если он общается с русской девушкой - то это еще одно доказательство того, что наши - они самые лучшие. И вообще ты когда-нибудь видел чтобы кто-то из отечественных знаменитостей или богачей женился на нерусской? Не смотря на то, что они все окружают себя всем зарубежного происхождения - жены у них русские.

- Ну как же президент Грузии Саакашвили? Или украинский Ющенко? У них ведь жены американские. И у футболиста Шевченко тоже.

- Ты с ума сошел? Разве Ющенко или Саакашвили тебе братья и друзья?

Или Шевченко, который забил бедному лысому вратарю Филимонову иззевательсткий гол, из-за которого карьера простого русского парня из Воронежа пошла под откос - а ведь выглядеть как он - это была мечта любого русского скинхеда. Не наш в общем этот Шевченко ни капельки - враг русского народа.

- Ну хорошо. А олигарх Доронин - он же вроде как почти женился на Наоми Кэмбел.

- Наоми - она практически русская. Посмотри на нее - это же натуральная дочь шахтера.

- Серый о чем мы говорим? Ты что переел желтой прессы во время очередного авиа-перелета как ты любишь выражаться "из Москвы куда-то нахуй"?

- Причем здесь желтая пресса? Пойми мир давно изменился и мы живем в новой реальности. Весь этот твой рок-геройский пафос - это удел старых пердунов-пенсионеров. Ты отстал от жизни. Давай я например расскажу тебе на эту тему для ознакомления мысль Тутты Ларсен, что она поведала в журнале "Итоги" (№07 / 714 [15.02.10]). Это ведь тетенька вроде как и сама пела в рок-группе и вообще была в тв-ящике на всех этих молодежных и музыкальных передачках с эпохи нашего первого в России MTV:

Решение руководства американского канала MTV о снятии с логотипа слов music television - лишь запоздалая констатация: музыкальное телевидение умерло уже давным-давно. И полагаю, что в ближайшие годы ситуация усугубится. Mузыкальные молодежные каналы все больше будут тонуть в тематических программах, сериалах, реалити-шоу, конкурсах и тому подобных вещах, а вот музыки будет все меньше и меньше. Кто бы мог подумать об этом еще лет пять назад? Вспомните, тогда тот же MTV был реальным законодателем музыкальных мод. Если ты не смотришь MTV, ты - лох и ничего не понимаешь в музыкальной культуре. Попасть на модный музыкальный канал было все равно что попасть в Голливуд или на "Оскара". Сейчас такое телевидение целиком и полностью утратило свой авторитет.

Однако меня это, честно говоря, совсем не удивляет. Ведь оно держалось в первую очередь не на деньгах и даже не на профессионализме, а на волне энтузиазма. Была идея - объединить весь мир через молодежную культуру. Сейчас, похоже, эта идея себя дискредитировала.

Разумеется, когда сама я пришла на канал MTV, все было по-другому. В разгар 90-х музыкальная индустрия находилась как раз на подъеме. Клипы были похожи на маленькие фильмы. Их ожидали как премиальные кинопремьеры… Сегодняшняя проблема связана с тем, что музыкальная индустрия полностью растворилась в шоу-бизнесе и потеряла любой смысл, кроме коммерческого. Еще десять лет назад развивались новые стили, появлялись властители дум. Музыка несла какой-то месседж, и люди слушали ее не только потому, что хотели танцевать или навязчивая мелодия не давала им уснуть. Они слушали и то, о чем рассказывает певец.

Сейчас музыка во всем мире превратилась в чисто продюсерский, развлекательный контент. А та, что ведет какой-то диалог со слушателем, - она где угодно, но не в телевизоре. Оттого думаю, что сегодня такие яркие личности, как Курт Кобейн или тот же Майкл Джексон, а если копнуть дальше, люди вроде Pink Floyd, Led Zeppelin или Джимми Хендрикса, просто невозможны. Ни один исполнитель не способен долго удерживать интерес публики: даже те, кто получает безумное количество "Грэмми", вроде Beyonce или Lady GaGa, - это достаточно краткосрочный спрос. Это продюсерские проекты, но не личности, не откровения.

Формат музыкального ТВ сегодня вряд ли можно спасти. Нишевые каналы, будь то фолк-музыка или классика, - все это при существующей организации музыкального рынка на ТВ невозможно. C наступлением эры цифрового телевидения, может быть, что-то изменится, но пока с коммерческой точки зрения все эти предприятия убыточны. Вот только канал А-ONE ("Первый альтернативный") - исключение. Он удивительным образом влачит существование в убыток своим хозяевам, но для них это, как я понимаю, имиджевый проект, их не слишком заботит тема денег. Однако тут скорее редкое исключение подтверждает правило. В основном все серьезное и достойное уходит в Интернет, потому что делать серьезные телепроекты онлайн - снимать клипы, платить за ротации - очень дорого.

Слушателю же интереснее и удобнее самому составлять свой плей-лист, самому искать интересную музыку, щелкая мышью, а не полагаться на формат и вкус, которые ему навязывают с экрана вперемешку с рекламными роликами. Он устал от халтуры и бежит туда же, в недра Сети, где нет навязчивой рекламы, которая в свое время буквально затопила MTV.

Что поделаешь? Сегодня музыкальное ТВ перестало быть властителем умов и авангардом свободной молодежной культуры. Остались чистые деньги и чистый формат. Это закономерно, потому что все нонконформистские начинания рано или поздно превращаются в коммерческие проекты. А потом благополучно затухают.

- Кстати о гитарах, ты в курсе что Gibson одно время делали именной гитар Ronnie Wood - это было супер-джамбо на основе SJ-200?

- А вообще Ronnie был в числе первых эндорзеров в истории гитарной индустрии. Ибо использовать его образ в рекламе гитар стали еще в 70-ых годах.

- Серега, давай поговорим может быть о telecaster наконец-то?

- Хорошо. Я никогда не пробовал такие инструменты, но мне кажется, что поскольку ESP - это японская контора, то логика мне подсказывает, что телекастеры от них должны звучать примерно также как японский Fender - не лучше и не хуже. Ибо в наш мир тотальной конкуренции иначе быть не должно - известные бренды собранные в одной стране дают похожее качество. То есть платить за него столько же сколько стоит с рук американский телекастер будет неразумно. В свое время лет семь назад я трогал всего один раз ESP фендеровского стиля - это был страт. Тогда я писал про него примерно следующее:

Есть такая группа гитар про которые с одной стороны очень трудно писать, а с другой стороны очень легко. Это так называемые копии известных инструментов. С одной стороны про них тяжело писать, потому что сказать что-то новое и интересное практически невозможно. А с другой стороны про них легко писать, потому все что требуется это выяснить насколько они похожи на оригинальный инструмент.

ESP, про который идет речь, является копией едва ли не самой копируемой в мире гитары - имя ей Fender Stratocaster. Копирование происходит по полной программе с учетом всех нюансов. Сразу надо сказать, что ESP Vintage - это совсем недешевая модель, цена что-то типа 1000 долларов и потому ее имеет смысл сравнивать с Fender серии примерно American Deluxe.

Нет нужды расписывать тут материалы и конструкцию stratocaster. Она в принципе известна большинству просвещенных людей. ESP сделали очень точную копию почти во всем. И даже голова грифа своим и контурами близка к "фендеровской".

Также как моделях American Deluxe у гитары ESP в есть всякие красивости - речь идет о перламутровых точках-маркерах на грифе и удивительно красивом покрытии корпуса, сквозь которое с близкого расстояния виден рисунок древесины. Еще полезная фишка напомнившая именно об American Deluxe (а не о просто American например) - это "стопорные" колки с замковым механизмом вещь безусловно нужная.

В качестве бриджа на ESP как и на American Deluxe используется тремоло c опорой на двух винтах. В общем вполне очевидно, что послужило прототипом для ESP (имеется в виду обычный American Deluxe Strat с тремя синглами и без дополнительных наворотов).

Как и следовало ожидать в силу всего вышеперечисленного, звучание ESP также весьма близко к звучанию Fender. Близко, но не совсем идентично. И это я бы хотел отметить. Мне повезло, рядом был Fender и потому я смог достаточно внимательно поковыряться с двумя гитарами и попробовать услышать чем они отличаются.

Хотелось бы сразу сказать, что факт того, что ESP звучит не как полная копия Fender - это отнюдь не недостаток. Это не баг, а фича, как говорят программеры. Я бы сравнил это с различными цветовыми оттенками. Нет на свете одного какого-то правильного цвета. Каждому нравится что-то свое.

ESP звучит очень хорошо и достойно, так наверное и должны звучать гитары по 1000 долларов. Но в сравнении с Fender Strat я обратил внимание на следующие вещи. У ESP было заметно меньше верхов, больше середины и были низы. Вообще ожидать низы от стратов - это не очень типично. В общем это неплохо и для каких-то стилей музыки и вкусов может быть весьма кстати. Но просто вот сразу как-то кидается в глаза, что низы есть и их больше чем в Fender, возможно из за этого ESP звучит более мягко, и в звучании намного меньше "того самого стратовского стекла". То есть если Вы хотите получить именно Fender, то наверное ESP не даст вам этого в полной мере.

Вы получите прекрасную гитару, с замечательным звуком, но это будет не совсем фендеровский звук. Он будет чуть ближе (буквально на шаг) к чему-то джазовому, рокерскому, в общем у него будет меньше верха и больше низа. Вот такие простые слова.

Еще одна фишка про которую хотелось бы сказать отдельно - это датчики с модели ESP vintage plus. Это три сингла, которые прекрасно звучат. Но есть у них одна маленькая бяка. Они фонят как обычные синглы. А на American Deluxe стоят датчики синглы vintage noiseless, которые не фонят ни капли.

В общем почти на всех современных дорогих "элитных" стратах разных фирм сейчас стоят настояще звучащие синглы, которые не фонят. Таких датчиков выпускают навалом. Есть такие модели не только у Fender, но и у DiMarzio и у Seymour Dunacan. Странно, что ESP не поставили что-то такое.

Кстати, я не очень хорошо представляю выпускают ли ESP эту модель ныне. В каталогах прежних лет. Она есть, а в нынешнем каталоге ее не видно.

- Чтож друг мой, я надеюсь мы с тобой вдоволь наговорились про гитары. И теперь давай лучше о жизни. Вот мне честно скажу Ronnie Wood как носитель рекламного имени для гитары и ваще как музыкант - совсем не интересен. Хотя возможно у него есть фанаты и даже кто-то по нему сходящий с ума купит его инструмент. Купил же Холстинин из Арии желтый telecaster только из ностальгических чувств по отношению к Кейту Ричардсу из той же группы кстати, что и Ронни.

Мне этот музыкант интересен другим - он носитель мой концепции по части стиля окончания жизни. Почему-то в обществе превалирует точка зрения о том, что если и вести отвязный гулящий образ жизни, то это нужно сделать в молодые годы а потом остепениться и стать взрослым - спокойным. А вот по мне это необязательно.

Мне кажется в старости - когда у тебя все болит, когда весь мир враждебный, когда твои друзья уже умерли либо выжили из ума, когда твои дети - у них своя жизнь, в общем когда у тебя уже нет никакого кайфа - вот тогда и надо как раз подсаживаться на разного рода допинги и безумства - один хрен терять уже нечего - твоя жизнь вся прожита и ты просто догуливаешь банкет.

То есть между молодежным угаром и старостью надо просто сделать перерывчик небольшой - а потом как раз взять и оторваться на полную катушку. Ведь умереть пьяным в обнимку с молодой бабой - это намного веселее чем в больнице в окружении кашлящего старичья с капельницей в вене.

И вот как раз Ronnie у которого была бурная молодость, потом период затишья, а сейчас вступил в фазу полного веселья - послать нахрен семью, удариться с головой с пьянство и гулянки - это как раз та ролевая модель, что воплощает в жизнь ту конструкцию существования, что кажется мне наиболее разумной в "мире вечно окружающей нас действительности". В этом плане мне очень симпатичен этот человек. Вот например интервью которое три года назад было дано журналу Total Guitar и Юра Кириллов перевел его по моему заданию.

Не смотря на то, что оно дано наиболее гитароманьячных журналов мира, речь там идет отнюдь не о пальцах и позициях на грифе. Народ обсуждает настроение кайфа, удовольствия от музыки и разумеется образа жизни - "бухал, а сейчас под завязал" и все такое.

Все это лишний раз подтверждает мысль - о том, что рокенрол - это образ жизни. И симпатичный девки (лучше всего русские) - это неотъемлимая его часть. И если мы не будем интересоваться девками (в том числе чужими), то разве сможем мы играть и понимать нормальную музыку, которую несут люди с таким взглядом на мир?

18.02.2010

Что ты чувствовал, когда впервые взял в руки гитару?

Я ощутил энергию, которая была в разы сильнее меня. Я был захвачен этим и понимал, что это мое. У родителей не было денег на покупку гитару, и брат одолжил для меня инструмент у своего приятеля, но когда того призвали в армию, он забрал и гитару. Какое это было разочарование! Обычная акустика стала для меня целым миром.

Играть на гитаре в Faces действительно доставляло такое удовольствие, как это выглядело со стороны?

Это было по-настоящему весело, и каждый из нас отрывался по полной. Забавно, я недавно пересматривал старые архивные черно-белые фотографии после гастролей, которые воскрешают в памяти немало приятных воспоминаний. Например, сцена, заполненная девицами, везде разлитое вино, куча-мала из участников группы, Ронни Лейн на моей спине во время игры… Кошмар.

А такой разгульный образ жизни как-то повлиял на твою игру?

Поскольку я был единственным гитаристом в Faces, все остальные музыканты должны были ориентироваться на меня. А значит, даже в самые жаркие моменты я должен был сохранять концентрацию, чтобы не сорвать шоу. Мне надо было аццки жечь в каждой песне, но при этом не забыть вовремя остановиться, ну или хоть когда-нибудь остановиться.

После смерти Брайана Джонса в 1969 году тебе предложили место в Rolling Stones – почему ты не присоединился сразу?

Только через пять лет я узнал, что Мик [Джаггер] звонил в 1969-м и спросил: «Может быть, Ронни заинтересует работа с нами после кончины Брайана», а Ронни Лейн ответил: «Нет, спасибо, ему и здесь хорошо». А я не знал об этом в течение пяти лет! Но это, наверно, спасло мою жизнь, поскольку в противном случае я бы тут же подсел на сильные наркотики.

Но в 1975 году ты все-таки стал членом группы. Каково это быть роллингом?

Когда они вместе, то ведут себя несколько странно, поскольку каждый из них – состоявшаяся личность с уникальными чертами характера. Особенно это касается моего коллеги по цеху Кита. Его непросто ублажить, поэтому если ты не будешь отвечать его требованиям, то рискуешь нарваться. Мне приходилось постоянно держать марку, выкладываясь по полной, но так, чтобы не «перекрикивать» его, дабы не разозлить.

Сложно ли было в принципе уживаться с Китом в это время?

Да, задача была непростая. Никаких мыслей о сне. Ты должен бодрствовать вместе с ним, иначе спасайся, кто может. Если кто-то отходил ко сну до него, он просто открывал дверь и вышвыривал человека, приговаривая свою коронную фразу: «Никому не спать, пока я бодрствую!» Мало кто мог выдержать такие нагрузки.

А каково было играть с ним вместе? Это чем-то отличалось от работы с Брайаном Джонсом и Миком Тейлором?

Это было подобно телепатии. Мы общались на языке музыки, понимая, где песня начинается и где кончается. Наши музыкальные отношения строились на взаимоуважении, хотя со стороны может так не показаться. Это братская любовь, которой определенно не было между ним и Брайаном. А что касается Мика, то он в силу своей душевной мягкости всегда старался угодить Киту. А в Rolling Stones надо уметь постоять за себя.

Ты давно завязал с алкоголем. Неужели показалось, что зашел слишком далеко?

Я не осознавал этого сам. Но другие обращали внимание и однажды предложили остановиться. И я подумал: «А это классная мысль!». Теперь на концертах я могу гораздо лучше сконцентрироваться. Алкогольное воздержание открыло для меня новый мир.

Говорят, Кит недолюбливает тебя за это…

Да, он меня даже долбанул в прошлом году. Я как раз отыграл фантастический соляк, а он подошел ко мне и «бах!», а потом говорит: «Упс, ты наскочил на мою ногу». Я долго не мог двигаться, специалисты сказали, что у меня внутримышечное кровотечение. Может быть, Кит скучал по старому доброму собутыльнику? Наверно, да. Конечно, тяжело ему, бедняге. Но время от времени я выпиваю с ним рюмочку, тогда мы снова становимся друзьями. А вообще-то он искуситель.

Расскажи немного о новом рок-докуметальном фильме Мартина Скорсезе Shine A Light.

Это фильм – выражение искренний любви к Rolling Stones, поскольку он использовал наши песни почти во всех своих картинах. Мы смотрели премьеру пару недель назад в Берлине [на Берлинском кинофестивале], где были все вместе. Рядом со мной сидел Мартин, а с другой стороны – Мик, затем шли Кит и Чарли [Уоттс, барабанщик]. Черт, как же нам удалось совместить музыку и кинематограф… Такое впечатление, что мы были там, на сцене.

Ходят слухи о том, что вы собираетесь уйти на покой…

Мы из тех групп, которые никогда не уйдут на пенсию. Можно сказать, например: «Ну что, еще разок? Тогда вперед!» Мы очень многое получаем от живых выступлений, а когда группа в отличной форме, нет смысла прекращать играть. Плюс я же там моложе всех, и всегда буду. Постоянно их этим подтруниваю!